Главная » 2017 » Апрель » 20 » Ответственность организации за сохранность вещей, оставленных посетителями в отведенных для этого местах
05:46
Ответственность организации за сохранность вещей, оставленных посетителями в отведенных для этого местах

Во многих случаях на совершение преступлений в общественных местах
способствует не обеспечение собственниками сохранности личного имущества. во
время посещения массовых культурных мероприятий.

В этой связи, у многих возникает резонный вопрос: какова ответственность
организации за сохранность вещей, оставленных посетителями в отведенных для этого
местах?

Наиболее часто этот вопрос возникает в отношении кафе, ресторанов и иных
организаций общественного питания, которые, в свою очередь, вправе устанавливать
на своей территории правила поведения, не противоречащие законодательству РФ, в
том числе запрещать посетителям находиться в верхней одежде (п. 5 Правил, утв.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 М 1036).

Кто несет ответственность за сохранность вещей посетителей?

Организация, не располагающая гардеробом, но имеющая места, специально
отведенные для хранения вещей посетителей, обязана принять все меры для
обеспечения сохранности вещей, оставляемых без сдачи их на хранение (и. 2 ст. 924, п..
1 ст. 891 ГК РФ).

Факт наличия в организации мест, предназначенных для хранения верхней
одежды, головных уборов, зонтов и иных подобных принадлежащих посетителям
вещей, является офертой. То есть. оборудуя места для хранения вещей посетителей
(например, устанавливая в обеденном зале вешалки для верхней одежды), организация
тем самым предлагает посетителю воспользоваться услугой безвозмездного хранения
его вещей на время получения оказываемой организацией услуги (например, услуги
общественного питания в ресторане). Посетитель же, оставляя свои вещи в отведенном
для этого месте (например, верхнюю одежду на вешалке), принимает предложенную
услугу (п. 3 ст. 438 ГК РФ). С этого момента организация несет ответственность за
утрату или повреждение вещей посетителя, оставленных в отведенном для этого месте.

Если посетитель покинул заведение, а свои вещи из отведенного для хранения
места не забрал, то организация отвечает за утрату или повреждение его вещей лишь
при наличии со стороны организации умысла или грубой неосторожности (ст. 901, ГК
РФ).

Каков порядок возмещения убытков посетителю?

При безвозмездном хранении убытки, причиненные посетителю, возмещаются
(п. 2 ст. 902 ГК РФ):

1) за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или
недостающих вещей;

2) за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их
стоимость.

Если в результате повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она
не м0жет быть использована по своему назначению, посетитель вправе от нее
отказаться и потребовать от организации возмещения стоимости этой вещи, а также
других убытков, если иное не предусмотрено законом.

Это означает, что в случае, если оставленная посетителем в специально
отведенном для этого месте вещь (верхняя одежда, головной убор, иная аналогичная
вещь) пропадет (например, будет украдена), пока посетитель получает
предоставляемую организацией услугу, организация обязана возместить посетителю
полную рыночную стоимость (на дату происшествия) пропавшей вещи. Если вещь
будет испорчена (например, на верхней одежде появится пятно), но не утрачена
полностью, хранитель должен возместить разницу между рыночной стоимостью вещи
до ее повре>кдения и рыночной стоимостью вещи после повреждения.

Если же вещь будет испорчена настолько, что потеряет свои потребительские
свойства, посетитель вправе отказаться забирать поврежденную вещь и может
потребовать от организации выплатить ему рыночную стоимость такой вещи.

В каких случаях ответственность не предусмотрена?

Организация не несет ответственность за ценные вещи посетителя, оставленные
в отведенных для хранения одежды, головных уборов, иных аналогичных вещей
местах. Это означает, что если в кармане пальто, которое посетитель оставил на
вешалке в кафе, находилось портмоне, документы, телефон и иные аналогичные
предметы и эти вещи пропали из кармана за время, проведенное посетителем в кафе, то
организация, которой принадлежит кафе, не обязана возмещать посетителю убытки от
пропажи ценных вещей. Также организация не несет ответственности за пропажу или
повреждение сумки или портфеля, оставленных посетителем в местах,
предназначенных для размещения верхней одежды, головных уборов и иных
аналогичных вещей.

Прокурор города
старшии советник юстиции В.С. Габышев

Просмотров: 63 | Добавил: school6arilax | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0